Между небом и Масельгой
22-05-2013, 21:56
0
Большинство памятников культуры находятся в сельских поселениях, неразрывно связаны со своим историческим окружением и составляют с ним единый комплекс. Традиционная планировка и застройка, культурный ландшафт деревень содержат огромную информацию о культуре Кенозерья и представляют значительную ценность, поэтому сохранение целостности историко-культурной среды представляется важной задачей для обеспечения дальнейшего преемственного развития.
Даже сейчас нежилые или исчезнувшие деревни обозначены сакральными элементами (преимущественно "святыми" рощами), часовнями, поклонными крестами, старыми кладбищами и посещаемы местными жителями и посетителями Парка, Местные старожилы вспоминают, что еще полвека назад церковь Александра Свирского, "словно белая лебедушка", парила над округой, а с церковной колокольни было видно 33 озера и святую рощу в Думино, что в 10 км отсюда. На Русском Севере можно встретить и более древние, и более интересные в художественном отношении образцы деревянного зодчества. Но если изъять из природного ландшафта этот скромный сельский храм, венчающий высшую точку округи, то картина окружающего мира потеряет значимый визуальный акцент, пространственный и духовный ориентир. История создания церкви на Хижгоре и история его возрождения заслуживают отдельного рассказа, а сам храм Преподобного Александра Свирского - того, чтобы ее увидеть своими глазами.
Все расходы по возведению и дальнейшему содержанию храма крестьянский "мир" брал на себя - никакой помощи ни от духовных, ни от светских властей ему не требовалось. Тем не менее к строительству можно было приступать только после получения храмоздатной грамоты из Духовной консистории и согласования проекта строительства с Губернским архитектором.
В бюрократических перипетиях, через которые пришлось пройти крестьянам деревень Гужово и Масельга, самым трудным оказалось добиться разрешения на постройку храма на вершине Хижгоры. Крестьянский "мир" так мотивировал свой выбор места строительства: "... гора эта расположена посреди упомянутых деревень (Масельга и Гужово). Епархия несколько лет не давала разрешения, предлагая крестьянам выбрать более удобное место для постройки храма. Однако "миряне" стояли на своем. В конце концов, консистория сдалась и выдала храмоздатную грамоту.
Для строительства пригласили подрядчика - мастера Максима Шилова из соседнего Колодозерского прихода с артелью плотников. Как того требовали принятые в 1826 году "Правила о построении, перестройке и починке церквей", строительство велось на основе одного из утвержденных, так называемых "образцовых" проектов. Однако Максим Шилов не ограничился ролью простого исполнителя - он основательно переработал типовой проект: учел особенности расположения (высотная доминанта ландшафта, свободный от застройки и леса холм), соотнес силуэт здания с масштабом восприятия с больших расстояний - чтобы церковь, как того хотели "заказчики" - крестьянский "мир", "отрадно виднелась" окрестным жителям. В результате вместо предписанного "образцовым" проектом расположения колоколов во фронте основного объема Шилов поставил двухъярусную колокольню над папертью: традиционная конструкция "восьмерика на четверике" и, если верить Главной описи 1872 года, с шатровым завершением. Силуэт храма сразу приобрел вертикальное развитие, усилившее его "вознесенность" над округой. Основной объем, крытый тесом на четыре ската, мастер завершил пятью главками вместо одной, как это предполагалось в утвержденном проекте.
Через три года после начала строительства принимавший работу Гражданский инженер, вопреки высочайшему указу, не стал настаивать на "точной сообразности постройки с утвержденными планами и фасадами", а лишь удостоверил, что отступления от проекта имеются, но они не искажают вида церкви.