Современные Хижгоры

22-05-2013, 22:07 0

История возрождения церкви на Хижгоре началась еще до создания Кенозерского национального парка - в конце восьмидесятых годов прошлого века, то есть более чем через 100 лет после того, как церковь была построена. В Интернете некоторое время назад был размещен подробный рассказ об этом одного из непосредственных участников событий - Александра Кузина. В настоящее время он является старостой Лекшмозерского прихода, к которому приписана и церковь Преп. А. Свирского. Публикуем краткий пересказ истории восстановления церкви с выдержками из авторского текста А.В. Кузина.
Сегодня церковь Александра Свирского имеет не шатровое, а шлемовидное завершение с деревянным четырехгранным шпилем. Скорее всего, это "усовершенствование" она приобрела в процессе ремонта, который проводился в 1890 году на средства прихожан, а образцом для подражания мог послужить главный приходской храм - каменная церковь Петра и Павла в с. Лекшмозеро (д. Морщихинская). Тогда же деревянное лемеховое покрытие главок было заменено на "железное", и "белым железом" были обиты кресты. Возможно, к этому же времени относится и тесовая обшивка наружных стен храма. При современной реставрации, о которой речь пойдет дальше, церкви А. Свирского в основном был возвращен первоначальный облик, но завершение в форме шлема со шпилем осталось.

Летом 1986 года общественные инспекторы филиала Всероссийского общества по охране памятников культуры и истории (ВООПиК) города Москвы - геолог по первой профессии Дмитрий Соколов и программист Владимир Бобров - обследовали состояние памятников архитектуры Каргопольского р-на Архангельской области. Одним из последних пунктов их командировки был деревянный храм на Хижгоре имени Преподобного Александра Свирского. Храм они увидели в удручающем состоянии: кровля и пол провалились, колокольня накренилась и нависала над основным объемом, большую часть деревянной обшивки растащили, стены были испещрены надписями типа "Киса и Ося были здесь". Не менее плачевным оказалось и состояние интерьеров. В последние годы храм в меру своих сил поддерживал, не давая ему окончательно рухнуть, местный житель Василий Макарович Солодягин. Дмитрий Соколов и Владимир Бобров твердо решили на следующий год вернуться на Хижгору, чтобы всерьез заняться восстановлением церкви. К ним присоединились инженеры Владимир Носов, Олег Чалых и геолог Дмитрий Зыков. Зимой брали уроки реставрационного плотницкого мастерства у архитектора-реставратора Александра Попова. Проект реставрации храма бесплатно выполнил один из московских проектных институтов.

Уже летом следующего, 1987 года на Хижгоре был открыт первый реставрационный сезон. При помощи домкратов подняли и выпрямили колокольню, заменили сгнившие венцы основного объема, установили стропила под будущую кровлю. "Валили лес прямо на склоне Хижгоры и вручную или с помощью ворота подымали наверх". (Это нехитрое приспособление и сегодня можно увидеть на вершине Хижгоры рядом с восстановленным храмом).
Для подготовки новых волонтеров и содействия возрождению традиций плотницкого ремесла в 1990 году на базе МГО ВООПиК по инициативе Дмитрия Соколова была создана плотницкая школа - реставрационно- учебное объединение "Строй". "Желающих оказалось очень много, даже конкурс был. Обучение проходило по выходным в хорошо известном доме писателя Телешева на Яузском бульваре и включало теоретические и практические занятия...

В 1991 году Лекшмозерье вошло в состав Кенозерского национального парка, и на его баланс были переданы все памятники архитектуры. С администрацией парка у добровольных реставраторов сразу сложились позитивные отношения. В этот год велись работы по изготовлению крестов, боковых глав основного объема и главок над алтарным приделом. Мачты крестов вырубили из сухого бревна, найденного среди развалин деревни, закрепили на матицах кровли, затем приступили непосредственно к изготовлению главок. Порядок действий такой: вначале изготавливаются и устанавливаются на мачты восьмиугольные основания глав, к ним по кругу крепятся кружала (журавцы), их верхние концы подводятся под "яблоко" креста. Сверху конструкция обшивается сосновыми досками, поверх них - гидроизоляция из бересты, а поверх бересты внахлест на гвоздях (обычно, кованых, или на деревянных нагелях) крепится лемех.

Полезные новостные обзоры в рунете: интересует как продать битый автомобиль подороже? Рекомендуем полезный web-site autosale.su аукционной компании «Авто Сейл», которая давно и успешно реализует услуги по продаже и правильному оформлению сделки битых автомобилей.
Похожие новости
Между небом и Масельгой
Большинство памятников культуры находятся в сельских поселениях, неразрывно связаны со своим историческим окружением и составляют с ним единый..
Перспективы города-музея Санкт-Петербурга
Организаторами выставки по итогам ее проведения был отмечен повышенный интерес к российским изданиям со стороны посетителей выставки. Наиболее..
Масельга - территория КенАрт
Летом следующего года архитекторы, скульпторы, художники из Москвы, Ярославля, Пензы, Вельска, а также из Белоруссии, Украины, Чехии, Словакии,..
Разговаривая о машине много узнаешь о собеседнике
Во-первых, это чаще всего небольшой и недорогой автомобиль, что связано с некоторой зависимостью женщины от мужчины...
Премиум-кар на все времена: Мерседес 600
Модель имела два вида кузовов: обычный назывался «Классик», а удлиненный -«Пуллман»...
В Skoda Superb II в основном использовались 4-цилиндровые двигатели, хотя также предлагался 3,6-литровый двигатель V6, коробка передач DSG и привод 4x4... Подробнее
В наше время автомобиль стал для некоторых практически вторым домом. Практически у каждого из нас есть свой автомобиль, благодаря которому мы можем эффективно.. Подробнее
Если мы хотим иметь действительно уникальный, потрясающий автомобиль, мы должны заботиться не только о том, как он выглядит снаружи. Ведь вождение в поле зрения - это в.. Подробнее
Для некоторых мечта - это новый мотоцикл, для других серийная машина - это начало пути к единственному в своем роде уникальному транспортному средству. Вот некоторые.. Подробнее
Одним из факторов, определяющих выбор автомобиля, является мощность его двигателя. К сожалению, мы не всегда можем позволить себе купить автомобиль с нужными нам.. Подробнее...